Индекс материала |
---|
Ирина Ульева. Если вы любите петь |
ПРЕДИСЛОВИЕ |
ГЛАВА 1. ПЕНИЕ И ПЕВЦЫ |
ГЛАВА 2. ГОЛОС |
ГЛАВА 3. ТЕХНИКА ПЕНИЯ |
ГЛАВА 4. ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО |
ГЛАВА 5. РЕЖИМ ПЕВЦА |
ЛИТЕРАТУРА |
Все страницы |
ГЛАВА 3. ТЕХНИКА ПЕНИЯ
Вокальная школа
Италия — первая страна, в которой сформировалась национальная оперная школа, положившая начало оперному композиторскому и исполнительскому искусству, и где впервые четко определились основные черты национальной вокальной школы.
Первая консерватория открылась в 1537 году в Неаполе, а первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе Флоренции в 1594 году.
Русский театр сразу же, с момента своего зарождения, стал непременно использовать в сценических представлениях музыку.
С открытием Петровского театра в Москве (1780 г.) совпадает по времени появление первых национальных русских опер. В 1730 году в Петербург была приглашена итальянская труппа, и при дворе начинают ставиться итальянские оперы. Несомненно, деятельность итальянских музыкантов-певцов, композиторов на сцене придворного театра способствовала развитию музыкальной культуры в России.
Первые книги о вокальной педагогике были изданы в Санкт-Петербурге в 1837 г. Автором их был Г. Ломакин — дирижер хора, вокальный педагог, композитор, общественный деятель, основатель (совместно с М. Балакиревым) Бесплатной музыкальной школы.
Фундамент русской классической вокальной педагогики заложили А. Варламов, М. Глинка и Г. Ломакин.
С именем М. Глинки связано восхождение русской вокальной школы на классический уровень. М. Глинка глубоко изучал особенности итальянского пения.
«У нас много сходного, это одна техника — техника правильного пения», — считает и наша современница, Е. В. Образцова.
Значительную роль в истории русской вокальной педагогики сыграли «вокально‑педагогические сочинения М. Глинки». Русская вокальная школа, не исключая виртуозного пения, требует от певцов-исполнителей художественной правды, умения раскрывать содержание и основную идею произведения, глубокого психологизма, простоты и непосредственности в передаче чувств.
«Главное для певца — вокальная техника, умение владеть голосом в любом состоянии», — Е. Е. Нестеренко.
В совершенстве владеющие своими голосами певцы всех школ поют одинаково, разница лишь в стилистических особенностях исполнения, языка и национального темперамента.
Под термином «вокальная техника» мы понимаем работу всех частей голосообразующего аппарата певца и их взаимодействие в процессе пения.
Голос редко бывает весь «на поверхности». Чаще его ресурсы скрыты из-за неумелого пользования вокальным аппаратом, его неразвитости. И только в процессе занятий, когда голос развивается, нам становится ясным его достоинства, богатство и красота тембра.
Наука
О том, что голос человека образуется в гортани, люди знали еще со времен Аристотеля и Галена. Но лишь после изобретения М. Гарсиа ларингоскопа (1840 г.) и его же классических работ стало известно, что звук голоса есть результат периодического вибрирования краев голосовых связок, происходящего под действием воздушной дыхательной струи. В качестве активной действующей силы в этом процессе (вибрирования: смыкания и размыкания голосовых связок) выступает напор воздушной струи. Это — «миоэластическая теория» М. Гарсиа.
Ученый Рауль Юссон в 1960 году выдвинул новую, так называемую «нейромоторную теорию», сущность которой состоит в следующем: голосовые связки (складки) человека колеблются не пассивно под воздействием проходящего тока воздуха, а как и все мышцы человеческого тела, сокращаются активно под действием приходящих из центральной нервной системы импульсов биотоков. Частота импульсов находится в большой зависимости от эмоционального состояния человека и от деятельности желез внутренней секреции (у женщин голос на целую октаву выше, чем у мужчин). Если человек начинает петь, то, по данным Юссона, регулирования высоты основного тона начинает осуществляться «корой головного мозга».
Голосовой аппарат человека является исключительно сложным прибором и, как всякий сложный аппарат, он, как видно, имеет не один, а несколько в известной мере независимых друг от друга механизмов регулирования, управляемых центральной нервной системой. И поэтому обе эти теории являются ценными.
Звук голоса человека представляет собой одну из форм энергии. Энергия эта, порождаемая голосовым аппаратом певца, заставляет периодически колебаться молекулы воздуха с определенной частотой и силой: чем чаще колеблются молекулы — тем звук выше, а чем амплитуда их колебаний больше — тем звук сильнее. Звуковые колебания в воздухе распространяются. со скоростью 340 м в секунду!
Голосовой аппарат — это живой акустический прибор, и, следовательно, кроме физиологических законов, он подчиняется еще и всем законам акустики и механики.
Органы слуха человека ощущают только такие механические колебания, частота которых находится в пределах так называемого звукового диапазона, т. е. примерно от 15-20 гц до 15-20 кгц. Частота колебаний человеческого голоса от 80-1000 гц.
Тон — синусоидальное звуковое колебание. Высота тона определяется числом колебаний в секунду. С увеличением числа колебаний растет высота тона.
Октава — это такой частотный интервал, который соответствует увеличению частоты звуковых колебаний ровно в два раза. (До малой октавы — 131, до1 — 262, до2 — 524, до3 — 1048).
Звук — это энергия. За 1 сек звук может совершить большую или меньшую работу. Поэтому звук или источник этого звука могут характеризоваться большей или меньшей мощностью, измеряемой в ваттах. Мощность обычного разговорного голоса около 10 мквт. При усилении голоса мощность звука возрастает до сотен мквт, а у певцов доходит даже до сотен тысяч мквт.
Но калорий в голосе очень мало. Однако в технике созданы установки для получения сверхмощных звуков. Стакан чая под действием такого звука вскипает почти мгновенно, спички воспламеняются. Сверхзвуки даже дробят камень. Акустики для характеристики уровня звукового давления пользуются децибелами.
0 дб — очень слабый звук;
20 дб — тиканье ручных часов;
40 дб — шепот;
60 дб — речь вполголоса;
80 дб — громкая речь, тихое пение;
100 дб — обычное forte (громкое пение);
120 дб — наисильнейший голос;
140 дб — шум реактивного самолета, болевой порог;
160 дб — шум ракетного двигателя, разрушительная сила звука.
Диапазон силы звуков воспринимаемых нашим ухом очень велик. Это свойство нашего уха, как выяснили физиологи, обеспечивается явлениями адаптации слуха, т. е. приспособлением к восприятию звуков различной силы. Адаптация слуха проявляется в том, что слух как бы автоматически меняет свою чувствительность в зависимости от того какой громкости звуки ему предстоит слушать.
Опытные композиторы (да и певцы тоже), учитывая эту особенность слуха к адаптации, нередко применяют в музыке метод звукового контраста, всегда производящий сильное впечатление на слушателей.
Однако. «Сила звука» и «громкость» — понятия совершенно разные. Сила звука — это объективная величина, характеризующая реальную энергию звука, в то время как громкость — отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, т. е. понятие субъективное.
Слух воспринимает от 16 до 15000-20000 гц. Низкие — инфразвуки и более высокие — ультразвуки ухо не воспринимает. Максимальная чувствительность слуха 2000-3000 гц. Вот где таится разгадка несоответствия силы и громкости звуков — в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы.
В области 2000-3000 гц лежит зона максимальной чувствительности слуха, максимальной остроты, а по краям ее — зоны пониженной остроты. Звук частотой 100 гц и силой 60 дб звучит для нашего уха ничуть не громче, чем тон частотой 1000 гц, но силой всего лишь 40 дб.
Для слуха важна не только сила, но и частота звуковых колебаний. Сложный звук (звук человеческого голоса) состоит из суммы простых колебаний — обертонов. Если в сложном звуке будут преобладать высокие обертоны, частота которых будет соответствовать максимальной чувствительности слуха (1000-3000 гц), то этот звук даже при одинаковой силе со звуком, в котором преобладают низкие обертоны (например 100-300 гц), будет восприниматься как громкий.
В голосе хорошего певца звуковая энергия фокусируется главным образом в области высокой певческой форманты, т. е. в области максимальной чувствительности нашего слуха.
Чем сильнее выражена высокая певческая форманта в голосе певца, тем больше его звонкость и серебристый тембр. Звуки, богатые высокими обертонами, обладают значительно большей помехоустойчивостью и полётностью.
На полётность влияет также высота звука (высокие звуки более полётны, чем низкие), характер гласной (Э, И более полётны, чем О, У), а также вибрато (голос с вибрато более полётен, чем без вибрато) и акустические свойства помещения.
Практика
«Человек, умеющий петь, знает наперед, т. е. ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон», — писал И. М. Сеченов.
В практике вокальные педагоги обычно пользуются эмпирическим методом обучения. Огромное, поражающее разнообразие вокальных терминов адресовано главным образом к эмоциональной сфере человека. Известно, что многие вокальные педагоги при помощи таких эмоционально-образных рекомендаций, или, как они их сами называют в шутку, «рыбных слов», добивались и добиваются довольно неплохих результатов.
Важные рекомендации известных педагогов, ученых, певцов. «Как хороший охотник делает прицел перед тем, как выстрелить, так и певец должен сначала мысленно сформировать звук», ибо «голосовой аппарат может выполнить только то, что хорошо воспринято слухом».
«Голосовая мускулатура может быть настолько подчинена слуху, что достаточно одного лишь звукового представления для ее мгновенного и правильного действия», поэтому «необходимо обучаться мысленному пению».
Многие опытные мастера вокального искусства в своих высказываниях говорят о необходимости скорее «неощущения», чем ощущения голосовых связок и мышц гортани во время пения, подобно тому как не ощущаем мы, например, работу сердца.
Дыхание является энергетической системой голосового аппарата певца. Процесс дыхания состоит из вдоха, задержания и расходования воздуха во время пения.
Гандольфи придерживался того мнения, что дыхание должно быть взято соразмерно той музыкальной фразе, которую предстоит исполнить. (Профессор Г. П. Гандольфи, итальянский певец, — вошел в историю русского вокального искусства как замечательный педагог; он приехал в Россию в 1907 г.).
«В пении нас интересует только то дыхание, которое хорошо превращается в звук», — говорил маэстро Дженарро Барра. У маэстро Барра проходили стажировку многие наши молодые певцы в Центре усовершенствования оперных артистов при театре «Ла Скала» (Италия): М. Магомаев, В. Атлантов, А. Соловьяненко.
Карузо неоднократно подчеркивал необходимость «обращать в звук каждую частицу выдыхаемого воздуха».
«Качества голоса поющего и, прежде всего, его динамические и интонациональные характеристики находятся в прямой зависимости... от организации фонационного выдоха (пения)».
«Для развития динамических возможностей голоса, необходимо воспитывать... смешанный, т. е. грудобрюшный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в регуляции фонационного выдоха». С ее деятельностью связаны громкостные изменения голоса.
Итак. Певцу важно дыхание, связанное с пением. Профессиональное пение — это прежде всего пение на хорошей певческой опоре. Певческая опора объективно характеризуется особой организацией выдыхательного процесса во время пения. Именно певческая опора придает голосу присущий ему певческий тембр, большую силу, полетность, а главное — неутомимость.
И еще очень важное указание: «Певцу следует по окончании музыкальной фразы сбрасывать остаток воздуха. Это способствует естественному расслаблению мышц, снятию лишних напряжений».
Обратимся к электроакустике. Резонанс — резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний при совпадении частоты внешнего воздействия с частотой собственных колебаний системы.
А вот что пишут ученые — исследователи человеческого голоса.
Активность резонаторов проявляется не только в усилении звука, но и в вибрации (дрожании) их стенок под влиянием резонанса.
Ощущение певцом звука собственного голоса «во всем теле» не является фантазией, а базируется на... распространяющейся по всему телу мощной вибрации, порожденной певческим голосовым аппаратом.
В вибрационных колебаниях верхнего резонатора содержится большое число высоких обертонов, в то время как в колебаниях грудного резонатора преобладают низкие частоты, главным образом лежащие в области низкой певческой форманты. Низкая певческая форманта связана по своему происхождению с грудным резонатором, а не с глоткой.
Умелое использование законов резонанса позволяет певцу достичь огромной силы звука до 120-130 дб, поразительной неутомимости и сверх этого — обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту тембра певческого голоса.
По исследованиям Л. Б. Дмитриева (1955 г.), размеры резонаторов у профессиональных певцов с низкими голосами закономерно больше, чем у певцов с высокими голосами.
Звуковая волна подвержена направленности и в самом голосовом аппарате, который выполняет роль волновода и рупора одновременно.
Приемы
В педагогической практике существует много приемов для направления звука в резонаторы:
1. Прежде всего это правильный вдох. При скрытом зевке поднимается небная занавеска, слегка расширяются ноздри, язык отходит от зубов и это создает высокую позицию в пении.
2. Когда звуковая волна попадает в верхние резонирующие полости, то певческий голос приобретает необходимую ему звучность и красивую окраску. Поэтому ощущать звук надлежит не в передней части рта, откуда он уже выходит, а несколько выше, то есть в той части резонаторов, где он формируется.
3. Прием Фелии Литвии.
Сделайте «маленькую рыбку», то есть откройте рот и выдвиньте верхнюю губу наподобие полки над камином. Так вы создадите благоприятные условия для попадания голоса в маску.
Голос «находится в маске» — старый термин, указывающий, что вибрационные раздражения возникают в области лица, закрываемой маскарадной маской.
4. Прикрывать звук означает — получить более собранный, резонирующий, тембровообогащенный звук.
Маэстро Барра рекомендовал двумя пальцами придерживать углы рта, слегка сближая их, чтобы получилась фигура, приближающаяся к цифре 8.
5. Нужно научиться направлять звук в верхний резонатор с поднятым небной занавеской. Маэстро Барра учил придерживать крылья носа в приподнятом положении указательным и большим пальцами. (Прием на занятиях в классе).
6. Грудное резонирование находится следующим образом: используя слуховой и мышечный контроль, мы находим ту установку дыхания, то положение и напряжение дыхательных мышц в области «подложечного круга», при котором у данного певца, на данной высоте лучше всего проявляется грудной резонанс.
Вибрационные раздражения отражают работу резонаторов и, следовательно, певец, ориентируясь на эти вибрационные раздражения, может сознательно управлять настройкой резонаторов и корректировать эту настройку в процессе звучания.
Вибрационные ощущения оказываются доминирующими в ощущении певческой опоры, так как объективным признаком «опоры» является особая мышечная деятельность дыхательного аппарата и особая организация всей резонаторной системы.
Вот еще несколько очень важных положений в вокальной педагогике.
1. Кантилена в пении — основа основ, и овладение ею должно стоять на первом месте.
Кантилена — плавно и ровно льющееся движение голоса.
2. Акустическая ровность вокальных гласных достигается значительным физиологическим единообразием механизма образования гласных в пении.
Чем совершеннее певческая техника, тем ровнее по силе оказываются гласные.
3. Исследования показали, что дефекты дикции происходят у певцов в основном за счет нечеткого произношения согласных. Артикуляция согласных должна быть четкой, но не нарушающей вокальную позицию. которая отличается стабильностью положения голосообразующих органов.
4. При всяком метре первая доля такта бывает сильнее остальных, поэтому очень существенно при пении ясно чувствовать ее и опираться на нее в ритмическом движении.
Метр — равномерное чередование сильных и слабых долей в такте, размер которого обозначается на нотоносце цифрами около ключа.
5. Акустические законы говорят, что звук голоса можно «собрать», «направить», «сконцентрировать».
Это используется в овладении различными отдельными приемами, например: филировка звука, трель.
Закончим эту главу образным выражением Марии Каллас, раскрывающим тайну мастерского владения голосом: «Нужно раздробить его (поставленный голос) на тысячи элементов, чтобы он мог вам служить во всех написанных фразах, фиоритурах (украшениях), оттенках, которые придется потом исполнять».