Индекс материала |
---|
Ирина Ульева. Если вы любите петь |
ПРЕДИСЛОВИЕ |
ГЛАВА 1. ПЕНИЕ И ПЕВЦЫ |
ГЛАВА 2. ГОЛОС |
ГЛАВА 3. ТЕХНИКА ПЕНИЯ |
ГЛАВА 4. ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО |
ГЛАВА 5. РЕЖИМ ПЕВЦА |
ЛИТЕРАТУРА |
Все страницы |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Искусство пения, как и всякий другой вид искусства, имеет не только живой опыт, но и свою теорию, т.е. имеет «вокальную школу».
Термин «вокальная школа» в узком смысле слова предполагает совокупность вокально-технических средств, обеспечивающих высокий уровень исполнительства. «Национальная вокальная школа» - понятие значительно более широкое, определяющееся самобытностью национальной культуры, своеобразием исполнительского стиля, определенным эталоном звучания голоса.
Так, до середины 20 века чувственное звучание голоса с выраженным «вибрато», легкость эмиссии, блеск колоратур и искрометных пассажей итальянцев отличались от инструментального «прямого» звучания голоса немецкого вокалиста; декламационность французского оперного певца - от распевного, выразительного, проникновенного пения представителей русской вокальной школы.
В середине 20 века произошла нивелировка национальных школ. В настоящее время вряд ли правомерно говорить о национальных школах, ибо существует единая эталонная школа вокального искусства. Ее представителями являются певцы всего мира независимо от национальной принадлежности: русские Ирина Архипова, Елена Образцова, Евгений Нестеренко, болгарин Николай Гяуров, испанка Мансеррат Кабалье, гречанка Мария Каллас, американка Биверли Силз, испанец Хозе Карерас, уроженка Австралии Джоан Сазерленд и многие другие.
В наш век бурного научно-технического прогресса представляется очевидной необходимость союза вокального искусства и науки.
Экспериментально-теоретические исследования так или иначе всегда оказывали влияние не только на теорию, но и на практику вокальной педагогики и в конечном счете - исполнительства.
В России история научного изучения вокала связана с деятельностью таких центров, как Академическая лаборатория Московской консерватории, лаборатория биоакустики Института им.Сеченова и вокально-методическая лаборатория Института им.Гнесиных.
Монография была написана автором для своих учеников по совету Л. К.Ярославцевой.