Главная Статьи Вокальная техника Л.Б.Дмитриев. О воспитании певцов в центре усовершенствования оперных артистов при театре «Ла Скала»

Л.Б.Дмитриев. О воспитании певцов в центре усовершенствования оперных артистов при театре «Ла Скала»

E-mail Печать PDF

Л.Б.Дмитриев. О воспитании певцов в центре усовершенствования оперных артистов при театре «Ла Скала»Л. Б. ДМИТРИЕВ

О ВОСПИТАНИИ ПЕВЦОВ В ЦЕНТРЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЕРНЫХ АРТИСТОВ  ПРИ ТЕАТРЕ «ЛА  СКАЛА»

+ 19 вокальных упражнений маэстро Барра! 

Прославленный театр «Ла Скала» до настоящего времени остается ведущим оперным театром Италии и одним из лучших театров мира. В его стенах продолжают сохраняться и развиваться вековые традиции итальянского оперного пения. Его труппа составляется из лучших артистов страны и дополняется крупнейшими зарубежными певцами.

Не случайно именно при таком театре, как «Ла Скала», был открыт Центр усовершенствования оперных артистов. Открытие этого учреждения, являющегося частью большого и сложного механизма театра, ставило своей задачей воспитание достойной молодой смены певцов на лучших образцах современного итальянского оперного искусства.

Однако Центр рассчитан не только на итальянских молодых певцов. Его создание имело цель подчеркнуть международное значение «Ла Скала» как средоточия мировой оперной культуры. В него принимают певцов из разных стран мира по рекомендациям крупных авторитетных музыкантов, а также по заявкам театров.

Певцы должны быть уже хорошо вокально подготовленными и при поступлении проходить конкурсное прослушивание.
Основной целью пребывания в Центре является изучение оперных партий итальянских композиторов.

Итальянская музыка и итальянский оперный стиль исполнения являются основополагающими.

Уже более десяти лет (с 1961) согласно договору, заключенному между Министерствами культуры СССР и Италии, группы наших молодых певцов ежегодно стажируются в Центре усовершенствования при театре «Ла Скала» в обмен на итальянских артистов балета, повышающих свое мастерство в нашей стране. Хотя многие стажеры добились заметных вокальных успехов и освоили итальянский стиль исполнения, что, например, наглядно доказали Н. Огренич и 3. Соткилава на IV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, Л. Сергиенко на V, еще раздаются скептические голоса, ставящие вопрос о целесообразности такого обмена. Мотивируется это тем, что певцов для нашей оперы должны готовить отечественные консерватории, а то, что делают итальянцы, не годится для русской оперы, что наши консерватории достаточно хорошо справляются с подготовкой певцов и к «варягам» ездить не следует. Мы никогда не были согласны с этой точкой зрения.

Действительно, итальянское бельканто и русский исполнительский стиль глубоко различны. Однако нашим певцам приходится много петь итальянской музыки, и уже это одно ставит перед ними задачу овладения итальянским звукообразованием, стилем звуковедения и исполнения. Кроме того, давно известно, что итальянская вокальная педагогика накопила такой богатый практический опыт по развитию голоса, несет и поддерживает такие вековые традиции прекрасного пения, что было бы неразумно не воспользоваться ими на благо нашего вокального искусства. Следует не отмахиваться от этого, а изучать и «брать на вооружение» этот практический опыт работы с голосами.

Десятилетний период стажировки наших певцов, срок уже не малый. Между тем сколько-нибудь полных, обобщающих печатных работ о деятельности Центра усовершенствования и вокальной методике, применявшейся к нашим певцам, пока еще опубликовано не было. Исключение составляет статья Н. Андгуладзе! и небольшая статья обзорного характера Б. М. Лушина 2 в журнале «Советская музыка».
Мы решили проинтервьюировать некоторых стажеров, проходивших обучение при театре «Ла Скала», ознакомиться с имеющимися у них материалами и довести до читателей наши впечатления о деятельности этого театра, его Центра усовершенствования и о методике педагога этого Центра — маэстро Барра.

Мы приносим глубокую благодарность педагогу Ленинградской консерватории Б. М. Лушину и артистам-стажерам Центра усовершенствования Н. Андгуладзе, Н. Кондратюку, Н. Огреничу за их рассказы.
Центр усовершенствования оперных певцов помещается в самом здании театра «Ла Скала». Занятия происходят в обыкновенном вокальном классе, где стоит рояль, имеется зеркало и стены обиты материей, чтобы поглотить избыточную реверберацию.

Среди учащихся Центра усовершенствования группы советских певцов занимали несколько особое положение. Директор театра доктор А. Гирингелли всегда старался помочь учащимся в удовлетворении их нужд. Директриса Центра и одновременно Балетной школы синьора Чеккини также относилась внимательно ко всем предложениям и запросам наших певцов. Так что о непосредственных руководителях Центра наши стажеры вспоминают с большой теплотой и благодарностью. Надо сказать, что группы советских певцов были достаточно хорошо материально обеспечены, чтобы спокойно работать и знакомиться с Италией, чего нельзя сказать о других учащихся, которые, как правило, не получают стипендии и должны сами зарабатывать на жизнь, чтобы обучаться в Центре.
При поступлении все абитуриенты проходят прослушивание на сцене театра (под рояль). Вообще же прослушивания на сцене всех учащихся Центра проводятся трижды в год: осенью, зимой и весной. На прослушивании присутствует директор театра, педагоги Центра и дирижеры театра. В программу входят две арии из пройденного за прошедший период репертуара. После прослушивания комиссия обменивается мнениями о достоинствах и недостатках учащихся, о сделанных ими успехах. В зависимости от достигнутых результатов и таланта учеников назначают дублерами второстепенных или главных партий в операх, идущих на сцене театра. Некоторые наши стажеры успешно выступили на сцене театра «Ла Скала», например Т. Милашкина, В. Даунорас, М. Биешу.
В Центре усовершенствования советские певцы занимались сольным пением, изучением партий и итальянским языком. Их педагогами были: по сольному пению — маэстро Барра, о методике которого мы подробно скажем ниже, по прохождению оперных партий—маэстро Э. Пьяцца и его помощник — маэстро Р. Пасторино.

----------------------------------------------
1  Андгуладзе Н. Основные постулаты итальянской вокальной школы (на грузинском языке). — «Советское искусство». Тбилиси, 1967, №4.
2  Лушин Б. М.  Памятные     встречи. — «Советская     музыка», 1969, № 11.

....................................................................................................

Материал статьи включает 19 вокальных упражнений маэстро Барра.

Полный текст статьи можно скачать по ссылке:

 Загрузить в формате pdf

14,5 Mb

 

Итальянская вокальная школа

Кто на сайте

Сейчас 37 гостей онлайн
Пользовательского поиска