Теоретические положения обучаюших курсов, вокальные приемы и упражнения Школы «Bel Canto Mobile» во многом опираются на теорию и практику школы Полины Виардо-Гарсиа.
Семья Гарсиа — представители неаполитанской вокальной школы, самого сильного направления итальянской школы бельканто.
Высокая результативность школы Гарсиа, быстрота обучения, качество поставленных на ее основе классических голосов — позволили этой школе занять достойное место в мировой вокальной практике.
«Великая школа, придававшая голосу уверенность и прозрачность, гибкость и подвижность, тембристость и страстность, покойную нежность и мятежную пылкость», — писал Дж. Лаури-Вольпи о школе Гарсиа.
Гарсиа (Garcia) Мануэль дель Пополо Висенте (22.1.1775, Севилья, — 9.6.1832, Париж), испанский певец (тенор), гитарист, композитор и вокальный педагог. В 1808—25 пел в итальянской опере в Париже и Лондоне. В 1825—27 вместе со своими детьми-певцами гастролировал в США. Основные партии: Дон Оттавио, Дон Базилио ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро" Моцарта) и др. С 1829 преподавал вокальное искусство в Париже в организованной им школе пения. Приобрёл известность как автор многочисленных комических опер и тонадилий — небольших музыкально-драматических пьес (с 1—3 участниками). Песня в стиле поло из тонадильи Г. "Мнимый слуга" использована Ж. Визе в опере "Кармен" (антракт к 4-му действию), песня "Контрабандист я!" из "Расчётливого поэта" — Гарсиа Лоркой в пьесе "Мариана Пинеда". Прославился как педагог; среди учеников Г. — его дочери М. Малибран и М. П. Виардо-Гарсиа, сын М. П. Р. Гарсиа и др. (Лит.: Levien J. М., The Garcia family, L., 1932.)
Гарсиа (Garcia) Мануэль Патрисио Родригес (17.3.1805, Мадрид, — 1.7.1906, Лондон), испанский певец (бас) и вокальный педагог. Доктор медицины (1855). Сын и ученик М. дель П. В. Гарсиа. В 1825—27 гастролировал с отцом по городам США; дебютировал как оперный певец в Нью-Йорке (1825). В 1829 начал педагогическую деятельность в вокальной школе отца в Париже. В 1842—50 преподавал пение в Парижской консерватории. В 1848—95 — профессор Королевской академии музыки в Лондоне. Написал несколько важных методических работ: "Записки о человеческом голосе" (1840), "Полное руководство по искусству пения" (1847, рус. пер. — "Школа пения", ч. 1—2, 1956). Г. работал также в области изучения физиологии человеческого голоса. В 1855 изобрёл ларингоскоп (прибор для исследования гортани). Педагогические принципы Г. оказали значительное влияние на развитие вокального искусства 19 в. Ученики Г.: певицы — Ж. Линд, М. Маркези, Г. Ниссен-Саломан, певцы — Ю. Штокхаузен, К. Эверарди и др. (Лит.: Levien J. М., The Garcia family, L. 1932.)
(Viardot-Garcia) Мишель Полина (18.7.1821, Париж, — 17 или 18.5.1910, там же), певица (меццо-сопрано), вокальный педагог и композитор. Дочь и ученица испанского певца и педагога М. Гарсиа (старшего). Брала уроки фортепьяно у Ф. Листа, теории композиции — у А. Рейхи. В 1837 впервые выступила на оперной сцене в Брюсселе. С 1839 солистка Итальянской оперы в Париже. Выступала в различных театрах Европы, в том числе в Петербурге; с 1837 много концертировала. Творчество В. отличалось высокой музыкальной культурой и драматической экспрессией; она обладала голосом широкого диапазона, выступала в разнообразном репертуаре. Партии: Фидес ("Пророк" Мейербера), Сафо (одноимённое произведение Гуно), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка), Золушка, Розина, Дездемона ("Золушка", "Севильский цирюльник", "Отелло" Россини), Норма (одноимённое произведение Беллини), Лючия, Леонора ("Лючия ди Ламмермур", "Фаворитка" Доницетти), Донна Анна ("Дон Жуан" Моцарта) и др. В 1863 оставила сцену, занималась педагогической деятельностью. Автор многих романсов, нескольких комических опер, в том числе "Слишком много женщин" (1867), "Бирюк" (1868), "Последний колдун" (1869). Либретто для этих опер написал И. С. Тургенев, близкий друг В. В 1871—75 преподавала пение в Парижской консерватории. Среди сё учеников — Д. Арто, М. Брандт, А. Стерлинг. (Лит.: Розанов А., Полина Виардо-Гарсиа, Л., 1969; Torrigi-Heiroth Z., M-me Pauline Viardot-Garcia. Sa biographie, ses compositions, son enseignement, Gen., 1901.)
В вокальной литературе можно найти упоминания о том, что школа Полины Виардо отличалась мягкостью звукоизвлечения, отсутствием какой бы то ни было форсировки, высокой скоростью постановки голоса.
Но какое отношение Полина Виардо-Гарсиа, всемирно известная певица и педагог, имеет к школе "Bel Canto Mobile"?
Самое непосредственное.
В 1970 году Ирине Ульевой посчастливилось встретиться с педагогом Еленой Шатровой (солисткой Большого театра в 1936-1949 гг.), сестрой композитора Ильи Шатрова (автора вальса «На сопках Манчжурии»).
Елене Шатровой голос (меццо-сопрано) поставила Н.Дружинина (драматическое сопрано), солистка Императорского Мариинского театра XIX века, — ученица Полины Виардо.
Благодаря знаниям, «унаследованным» по линии Гарсиа, педагог Елена Шатрова за несколько месяцев (!) поставила Ирине Ульевой лирико-драматическое сопрано, которому с тех пор легко давались музыкальные образы Марфы, Тоски, Лизы, Аиды.
Елена Шатрова
Получив музыкальное образование, Ирина Ульева стала педагогом-вокалистом. Ее первое техническое образование и инженерно-конструкторское мышление в союзе с лирико-драматическим сопрано диапазоном в три октавы, — помогали все глубже постигать великую тайну вокальной техники бельканто.
Ирина Ульева работала и с профессиональными певцами, и со студентами, и с любителями, часто ставя последним голоса буквально «с нуля», от нескольких натуральных нот разговорного голоса. Она исправляла неправильно поставленные и сорванные голоса, готовила молодых певцов к поступлению в учебные заведения, к профессиональной работе.
Ирина Ульева
Ученики Ирины Ульевой пели и поют в Государственном академическом Большом Театре, в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского К.С. и Немировича-Данченко В.И., в Московском государственном академическом камерном хоре Владимира Минина, в Москонцерте, а также в музыкальных театрах и на концертных площадках Германии, Франции, Италии, Америки.
В своей практике Ирина Ульева всегда исходила из того, что природа человеческого голоса имеет физическую и физиологическую сущность, а человеческий голос, прежде всего, следует рассматривать как звуковую волну.
Такой подход позволил не только успешно применять унаследованные секреты итальянской школы бельканто, но и развить ее, обогатив новыми положениями, приемами, правилами и упражнениями.