В Школе «Bel Canto Mobile» различают три вида сопрано: легкое (лирико-колоратурное), (густое) лирическое и лирико-драматическое. (Подробнее об этом -- в выпуске Клуба «Вокальная техника» , посвященном голосу «сопрано».)
Лирико-колоратурное (легкое) сопрано
1) Упражнение 24. Гамма классическая — настраивает голос на различных гаммах от ми1: легато/стаккато на гласные И, Ё, Ю.
2) Упражнение 28. Сокращение квадратных мышц лица выше центра голоса — улучшит состояние квадратных мышц лица.
3) Упражнение 29. Активное преодоление интервалов — позволит с легкостью перемещаться по всему диапазону голоса.
4) Упражнение 32. Обработка верхних нот — обеспечит легкость и подвижность голоса.
Лирическое (густое) сопрано
Густое лирическое сопрано, в отличие от легкого (лирико-колоратурного), имеет сильный нижний регистр и потому в профессиональных хорах часто работает в первых альтах.
Голос нужно готовить в зависимости от того, какие произведения будут исполняться. При этом следует иметь в виду, что густое лирическое сопрано содержит в себе как бы три голоса: альт, лирическое сопрано и легкое сопрано.
1) Упражнение 34. Головной голос — настроит головной голос, соединяющий альт с сопрано.
2) Упражнение 28. Сокращение квадратных мышц лица выше центра голоса — приведет квадратные мышцы лица в рабочее состояние, позволяя им активно сокращаться во время пения.
3) Упражнение 29. Активное преодоление интервалов — активизирует дыхательные мышцы.
4) Упражнение 30. Легато в размере октавы — дает ощущение мягкой атаки звука на высоких нотах.
5) Упражнение 32. Обработка верхних нот — тренирует обработку высоких нот таким образом, чтобы избежать несмыкания связок на особо высоких нотах.
Лирическо-драматическое сопрано
Этот голос близок как к лирическому сопрано, так и к меццо-сопрано. Поэтому очень важно правильно готовить голос к выступлению, исходя из конкретного репертуара.
Рассмотрим случай, когда необходимо обеспечить звучание, близкое к меццо-сопрано.
1) Упражнение 1. Настройка голоса в высокую позицию — настроит голос на высокую позицию.
2) Упражнение 10. Сокращение квадратных мышц лица на центре голоса — приведет квадратные мышцы лица в рабочее состояние, приближая звучание голоса к меццо-сопрано.
3) Упражнение 26. Высокая волна-3 — настроит голос на высокую волну.
4) Упражнение 27. Высокая опора звука — укрепит высокую волну на центре голоса.
5) Упражнение 37. Открытие звука на прикрытой позиции с фермата — сформирует красивое звучание голоса.
6) Упражнение 41. «Веревочка» — полнозвучное движение голоса «оформит» голос в красивую объемную звуковую волну.
При исполнении лирического репертуара, необходимо прежде всего подготовить головной регистр.
Здесь помогут: упражнения: 28, 29, 30, 32 (см. выше), — те же, что и для лирического сопрано.